24 янв. 2011 г.

Есть две дороги. И одна конечная цель. И твой собсвенный выбор по какой дороге идти.


– Ты был в раю, Кетут? – Он улыбнулся.
– Конечно, был. В рай попасть легко!
– И как там, в раю?
– Красиво. Там все прекрасно. Каждый человек становится прекрасным. Вся еда вкусная. Там все – любовь. Рай – это любовь.
А потом Кетут рассказал, что знает еще одну медитацию – вниз. С ее помощью можно спуститься на семь ступеней вниз, ниже нашего мира. Эта медитация намного опаснее и не подходит для новичков, только для продвинутых.
Я спросила:
– Значит, если с первой медитацией ты попадаешь в рай, то со второй должен опускаться в…
– В ад, – подтвердил Кетут мои предположения. Любопытно. Прежде мне не приходилось слышать, чтобы в индуизме упоминались рай и ад. Индуисты воспринимают мир сквозь призму кармы, как процесс непрерывного кругооборота: у них нет такого, что ты в конце концов куда-то попадаешь, будь то рай или ад. Тебя просто возвращают на землю в новой форме, чтобы ты смог разрешить отношения и исправить ошибки, совершенные в прошлой жизни. Когда же человек наконец достигает совершенства, то выпадает из цикла и сливается с Бездной. Понятие кармы подразумевает, что рай и ад существуют лишь здесь, на Земле: мы обладаем способностью создавать их, производя добро или зло, в зависимости от предначертанной судьбы и темперамента.
Мне всегда импонировала идея кармы. И не только в буквальном понимании. Не только потому, что я верю, будто в прошлой Жизни подавала напитки Клеопатре или что-то подобное, но и на метафорическом уровне. Философия кармы близка мне в метафорическом смысле, потому что даже в течение жизни становится совершенно очевидно, как часто мы повторяем одни и те же ошибки, бьемся головой об одну и ту же стену старых привычек и побуждений, что вызывает одни и те же неудачные и порой катастрофические последствия, – и все это до тех пор, пока мы не остановимся и не разорвем порочный круг. Вот главный урок, который нам преподносит карма (и вся западная психология в этом с ней согласна): решите проблемы сейчас – иначе придется снова страдать в будущем, когда в следующий раз наступите на те же грабли. А повторение страданий и есть ад. Освободиться из цикла бесконечных повторений и выйти на новый уровень понимания – только так можно попасть в рай.
Однако Кетут имел в виду рай и ад совсем в другом смысле, как будто это реально существующие места во Вселенной, где он был. По крайней мере, мне так кажется.
Пытаясь прояснить, верно ли я все поняла, я спросила:
– Ты был в аду, Кетут? – Он улыбнулся:
– Конечно, был!
– И как там?
– Так же, как в раю, – был его ответ.
Увидев мое замешательство, он попытался втолковать:
– Лисс, Вселенная – это круг.
Я не была уверена, что его понимаю.
– Наверху, внизу – в конце концов оказывается, что все одно и тоже.
Я вспомнила древнее высказывание христианских мистиков: «То, что сверху, подобно тому, что снизу».1 – Тогда как определить разницу между раем и адом?
– Все дело в том, какой путь ты выберешь. Путь в рай лежит через семь счастливых мест. В ад – через семь ступеней, полных печали. Поэтому, Лисс, лучше двигаться вверх. – Кетут рассмеялся.
– Другими словами, лучше провести жизнь, двигаясь вверх по счастливым ступеням, раз рай и ад – то есть место назначения – одно и то же?
– Одно и то же, – подтвердил Кетут. Конечная цель одна, но путешествие должно быть приятным.

– Так значит, если рай – это любовь, то ад…
– Тоже любовь, – отвечал Кетут.
Я озадаченно замолкла, пытаясь уложить все это в голове. Кетут опять засмеялся, ласково похлопав меня по колену.
– Тем, кто молод, всегда очень трудно это понять!

Э.Гилберт


Комментариев нет: